четверг, 12 февраля 2009 г.

Планета сама разберется (обзор Seat Leon Cupra SR)

четверг, 12 февраля 2009 г.

(The Sunday Times, 22 декабря 2002)

Это правда не Volkswagen, г-н Фоулти.

Испанские рыбаки. Какие еще два слова способны придать такой сплоченности остальной Европе? Где бы какие проблемы не возникали, все мы ненавидим их вместе с их гигантскими плавучими пылесосами. Они опустошили собственное побережье и теперь используют миллионы фунтов наших денег, чтобы обчистить берега других стран.

Турция, наверное, считает, что если она присоединится к ЕС, то самой большой переменой будет отмена смертной казни. Не совсем так. Чего они не понимают, так это того, что с них будут стягивать по £1.50 налога на каждый заработанный фунт, чтобы Мануэль мог припхаться и поймать все живое в каждом садовом пруду. Живете в Анкаре? Имеет золотую рыбку в маленькой банке на кухне? Что ж, трепещите. Сильно трепещите.

Однако когда на днях утонул этот танкер, «Престиж», Мануэль и его веселая команда вдруг перестали быть пиратами, опустошающими моря от Фареров до Фольклендов. Телеведущие перестали называть их "испанские рыбаки" и ударились в сочувствие, окрестив их "местными рыбаками".

Это, конечно же, рисует образ некоего седобрадого старца, следящего за своими сетями, пока его скрипящее старое суденышко мягко раскачивается на якоре. "О нет", должны мы все думать, "весь его улов будет уничтожен. Он будет голодать. Его дети умрут".

Тьфу! Я бывал в этой части Испании. Там полно траулеров размером с Южную Америку. Они никогда не рыбачат на собственном побережье — оно бесплодно вот уже несколько лет — а в порт возвращаются только за очередным чеком по субсидии.

И вот еще что: нефть не тонет, поэтому какое именно влияние она оказывает на несуществующую рыбу, я не представляю. Единственные живые существа, которым она может навредить – это морские птицы, но простите – это ведь не Британия. Здесь, стоит только пролить галлон дизеля, как Рольф Харрис будет тут как тут в мгновение ока с командой из клуба любителей птиц-водолазов. Каждая птица получает такую заботу, какая стоила бы Таре Палмер-Томкинсон половину годовой зарплаты.

Я не представляю, чтобы нечто подобное происходило в Испании. Когда живешь в стране, которая режет коров и скидывает ослов с колоколен, как кого-то может действительно заботить судьба какой-то замызганной кайры?

О, они могут провести пару акций, но все, что они от этого захотят получить, так это наличные из ЕС. Ничего другого испанцам не нужно.

Если бы я был у власти, я бы просто обратил всеобщее внимание на тот факт, что сырая нефть – это морской планктон, который умер и сгнил 3 миллиона лет назад. С точки зрения экологии, разлить нефть с танкера – это все равно, что воткнуть булавку в лапу слона. Планета едва ли это заметит. После инцидента с танкером «Exxon Valdez» на Аляске, нефтедобывающая компания потратила миллиарды на очищение прибрежной линии, но эти деньги были выкинуты на ветер, потому что волны очищали берег быстрее, чем это мог сделать «Exxon». Защитники природы никогда не смогут принять способность планеты к самоисцелению. И в ситуации с «Престижем» они опять грандиозно заблуждались.

Когда в нем появилась первая пробоина, они заявили, что судно необходимо взорвать. У меня к этому есть пара замечаний. Тяжелая нефть не будет гореть, если только перед этим ее не нагреть, а если она будет находиться в воде – то и вовсе не воспламенится. Но даже если каким-то чудом возгорание произойдет, вы только подумайте обо всем том дыме, который оттуда повалит. Почему просто не позволить танкеру пойти на дно, где в холодной воде нефть затвердеет и станет податливой, как песок? Но хватит о проблемах с Испанией – давайте поговорим о ее машинах.

Испанию не назовешь крупной промышленной страной. На самом деле, если вы пройдетесь по дому, то, скорее всего, не найдете ни одной вещи, которая была бы родом оттуда. Но они мастерят странные машины, которые называются Seat.

По памяти я могу назвать производителя почти каждой машины на дорогах, приблизительно указать ее стоимость и расплывчато описать драйверские качества. Но без справочников я понятия не имею, что производит Seat. Кажется, есть машина, которая называется «Ibiza», а еще, возможно, «Toledo». Еще есть минивен, и, в принципе, это все. Что я знаю, так это что все они – Фольксвагены за меньшие деньги. Но если вам нужен дешевый Volkswagen и вам наплевать на значок, то почему не купить Skoda? Я как-то даже размышлял о том, чтобы взять Seat напрокат и посмотреть, что есть что, но потом подумал – а в чем смысл? За 15 лет написания статей о машинах никто никогда не подходил ко мне на заправке и не расспрашивал меня о них. Иногда мне платят, чтобы я обратил на них внимание, а иногда нет. Поэтому они – как «Престиж»: безобидны, но на глубине примерно 2000 м под экранами наших радаров.

Понятно, что Seat – это веселая сторона Volkswagen. Он – как немного своенравный сын, который спит весь день напролет и время от времени тырит у отца пятерку. Но ему все прощают, потому что когда заходит солнце – он становится весьма забавным малым.

Получается Volkswagen с чувством юмора. Это – теория, но чтобы выяснить, как она работает на практике, я прокатился на чем-то, что называется Leon Cupra R.

Его представляют как венец творения спортивного подразделения Seat. Какого спортивного подразделения? Я ломал голову 40 минут и не смог вспомнить ни одного вида спорта, в котором Seat принимает участие. Когда-то они были в ралли, но не сейчас. Возможно, они занимаются греблей или чем-то еще, что не попадает в газеты и на телевидение. Это было бы очень по-Сеатовски — заниматься чем-то невидимым.

Cupra R называют самой быстрой машиной, когда-либо построенной в Испании. Но это все равно, что быть лучшим производителем шоколада в Египте. Я уверен, что байдарочники из Seat были очень довольны, когда выжали 210 л.с. из фольксвагеновского 1.8-литрового турбодвигателя, но эта колоссальная мощность никак не переходит в особо впечатляющие характеристики.

От нуля до сотни за 7.2 сек было нормальным явлением в 1985-м, и хотя максималка в 236 км/ч звучит неплохо – особенно на Иберийском полуострове, где это будет быстрее скорости света – это так себе в цивилизованном мире. Golf R32 от VW и новая 147 GTA от Alfa оба с легкостью сделают 240.

Seat наносит ответный удар стоимостью всего в £16,995. Это куда дешевле VW и Alfa, и значительно меньше того, что Ford просит за Focus RS или Honda за Civic Type-R.

Чтобы выяснить, каков он на дороге, я намеренно выехал на 15 минут позже на школьный спектакль своей дочери. Там было 70 детей и 68 ролей со словами, причем она была одной из двоих, но я все равно должен был быть там, причем быть вовремя.

Начало было паршивым. На самом деле, не успел я выехать со двора, как попал в аварию. Seat говорит о высокоточном активном шасси и четырехцилиндровых тормозах, но ничто из этого не помешало мне вылететь с гравия в мое новехонькое кудряво-пушистое дерево. Не знаю, как именно оно называется. Теперь мы просто зовем его "поломанным".

На нормальной дороге он был не так уж плох. Особенно порадовало ускорение на третьей, что полезно при обгоне, а еще он хорошо цепляется за дорогу, не теряя в комфорте. Тут, вероятно, помогает длинная колесная база.

Не последнюю роль она играет и в пространстве салона. Даже с парой седушек Recaro размером с Девон спереди – сзади все равно оставалось намного больше места, чем в большинстве хэтчбеков. Плюс пристойный объем багажника.

Что касается качества – ну, я не знаю. Внутри это Volkswagen, что хорошо. Снаружи он испанский, а это плохо.

Я бы не стал его покупать. Даже там, где он хорош, – он «достаточно хорош», а это недостаточно хорошо. Там же, где он плохой, он «неплохой», что тоже недостаточно хорошо.

Кроме этого, что еще я могу сказать? Он из Барселоны. Как и Мануэль.

(Ссылка на оригинальный текст статьи: http://www.timesonline.co.uk/tol/driving/jeremy_clarkson/article803781.ece)

6 коммент.:

Анонимный комментирует...

Наверное, впервые не согласен с Джереми. SEAT все же участвует в очень серьезном гоночном соревновании, именуемом WTCC - Мировое первенство автомобилей туринг-класса. И выступает успешно! Это дает повод усомниться в аргументированности выводов Кларксона. Главным недостатком автомобиля LEON автор считает его происхождение - то, что он испанский. Как по мне, этого маловато, чтобы считать испанский Фольксваген плохой покупкой.

Анонимный комментирует...

недостаток леона , это то что он не фольксваген. Ездил, не понравился.

Анонимный комментирует...

Да чего там не согласен... У него все аргументы в характеристиках авто всегда более "развлекательные", нежели "информационные")))) С удовольствием читаешь или слушаешь, но ни в коем случае не принимаешь как руководство к действию:)

Анонимный комментирует...

Хм, а я бы наоборот купил бы его именно от того, что он испанский. Хотя бы выделялся из толпы серых немцев.

Анонимный комментирует...

Очень удачная машина. Обладает всеми преимузествами Фолькса(надежность, качество, управляемость), но при этом броский, оригинальный, и в отличие от того же гольфа не встречается на каждом перекрестке.

Анонимный комментирует...

а мне внешний вид нравиться)) по моему она выглядит привлекательнее скучных wv... и он достаточно редкая в россии, по сравнению со всем остальным, и дает хоть капельку эксклюзива)

 
Кларксон про автомобили. Design by Pocket